Статьи о CAD/CAM и ЧПУ
Сова на дежурстве: OWL SCADA - новая MDC/MES-система от КАЛАШНИКОВ ИНЖИНИРИНГ
- Андрей Ловыгин
Судя по всему, новая сфера деятельности крупнейшего в России производителя боевого автоматического, снайперского оружия и управляемых артиллерийских снарядов, а также создание бренда “Калашников Инжиниринг” идет в фарватере поручения Президента РФ обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в производстве предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до уровня не менее 50% к 2030 году.
На стенде обнаружились несколько станков с закрепленными на их корпусах симпатичными красными планшетами, выполняющими функцию взаимодействия с операторами, информационный киоск (тоже красный) для управления ресурсами и производственными заданиями, и, что самое важное, встретились ведущие разработчики – Вячеслав Бухаров и Никита Агафонов, которые охотно продемонстрировали возможности системы и поделились ближайшими планами ее развития.
Забегая вперед, скажу, что OWL SCADA пока еще не доведена до коммерческой стадии, но в целом проект выглядит перспективно и уже на старте обладает рядом преимуществ перед популярными российскими MDC разработками. Проблема в том, что написать систему мониторинга как таковую не самая трудная задача – гораздо сложнее создать законченный продукт, стабильно работающий, хорошо задокументированный, обеспеченный технической поддержкой и маркетинговыми материалами. Предприятия ОПК, на мой взгляд, пока не сильно преуспели в подобном, надеюсь, что у “Калашникова” все получится.
Никита Агафонов, начальник отдела промышленного программирования (слева) и Вячеслав Бухаров, руководитель по внедрению производственных систем департамента IT и связи (справа) концерна “Калашников”
Концерн "Калашников" всемирно известен, но славится он не IT-разработками, а в первую очередь своей оружейной продукцией. Откуда пришла идея создать систему мониторинга? У кого она родилась, и как это всё получилось? Вы могли купить систему, которая уже есть на рынке или найти партнера. Почему вы решили ее разработать?
Н. А.: У нас есть ремонтный отдел, который занимается ремонтом станков, соответственно, и там родилась эта идея. Нам было необходимо снимать и хранить где-то все архивные аварии со станков, понимать, когда они работают, а когда нет, работает ли там программа, были ли там какие-то движения по координатным осям у станков, работа шпинделя. На данный момент мы собираем информацию с оборудования и складываем к себе в базу данных. Теперь мы можем её анализировать и понимать, что было со станком за определенный период времени.
В. Б.: История, на самом деле, параллельна тому, что сказал Никита. Параллельно мы развивали MES-систему, которая вручную регистрировала выработку оператора. Этим вопросом мы задались примерно три года назад. Мы осознали, что не понимаем фактическую загрузку оборудования и не можем спрогнозировать и адекватно спланировать будущие периоды. Ещё раньше, примерно года три с половиной назад, мы начали внедрять ERP-систему. Мы планировали производственные заказы и чуть позже начали внедрять MES, а затем онлайн-мониторинг SCADA. Вот такая была историческая хронология. Наша основная цель была – отслеживать фактическую загрузку оборудования и выработку операторов. В итоге у нас две системы. Они, с одной стороны, самостоятельные. С другой стороны, мы получаем совместные отчеты, то есть у нас есть поток машинных данных и ручных данных по загрузке оборудования. Мы их сравниваем, коррелируем, выявляем несоответствия. На вопрос, почему не купили систему на рынке, ответ очень простой. Мы съездили, посмотрели топовые системы – Диспетчер, 1С: MES, Foreman, который сейчас объединился с Диспетчером (не объединился, просто обе системы были приобретены компаний Цифра – примеч. автора), посмотрели HYDRA – это, пожалуй, основные, есть ещё локальные, вы про них даже, может быть, не знаете. Так или иначе, каждая из систем нас чем-то не устраивала. В части MES нас не устраивало то, что отсутствует интеграция с ERP-системами. Все говорят, что могут интегрировать с чем угодно. Мы съездили, посмотрели, получили отзывы – не могут они это сделать, поэтому мы решили "пилить" своё. Ребята подключили часть из SCADA, мы создаем MES, поэтому у нас такой тандем и мы очень довольны. Более того, спустя три года с каждым днем мы убеждаемся, что это было абсолютно правильное решение –делать свою систему.
А в какой стадии находится разработка? Можно ли считать OWL SCADA готовым коммерческим продуктом?
В. Б.: Пока нет. Мы сейчас оформляем патенты и лицензии, оформляем дочерние компании, под флагом которых мы будем продавать. Пока это на 95% коммерческий продукт. Это абсолютно боевая система, мы её реализовали на трех площадках концерна: Ижевский машиностроительный завод, который мы называем площадкой "Калашников", Ижевский механический завод (бренд "Байкал") и Мытищинский машиностроительный завод в Подмосковье.
Сколько сотрудников работает над этим проектом? У вас две команды?
Н. А.: В нашем отделе (MDC) работает десять человек – это программисты различного уровня. Работаем над системой около года, мы еще совсем молодые.
В. Б.: Со стороны MES мы работаем командой из пяти человек: управление проектом, взаимодействие с бизнесом, получение заказов – это, собственно, то, чем я руковожу. И небольшой штат разработчиков. Плюс десять человек на full time (полный рабочий день – примеч. автора) пишут MES. Всего у нас в команде примерно тридцать человек.
Планшетный компьютер красного цвета монтируется на корпус станка с ЧПУ
Что касается “железа”, у вас там на станке висит планшет – он покупной, каковы характеристики?
В. Б.: Это покупной планшет. У нас там ничего такого узкоспециализированного нет. Этот информационный терминал тоже покупной, мы можем его делать сами, но дешевле покупать на стороне, то есть touch screen, планшет и компьютер в непромышленном исполнении. Планшеты работают на Android, киоск – на Windows. Мы можем “подработать” оболочку под любую систему заказчика, это не проблема.
Н. А.: Веб-сервер в нашей системе обособлен и независим.
Раз вы изучали другие системы, то, наверное, вы хотели сделать что-то лучше. В чем преимущества, есть ли у вас какие-то “фишки”?
Н. А.: Как минимум – это дизайн интерфейса. Он лаконичнее и удобнее. Люди сразу понимают, что происходит в системе.
В. Б.: Я бы выделил то, что мы научились из файла УП считывать название детали, которая сейчас обрабатывается. Например, вот есть те же стойки ЧПУ FANUC. У них название программы цифровое. И мы ставим в начале программы какой-то комментарий с шифром ДСЕ, то есть с наименованием детали. Программа загружается на станок, и мы видим, что конкретно такая деталь изготавливается.
Интерфейс системы действительно user-friendly: современно и симпатично
Но если есть подключение, то это и так видно. Это можно читать не из программы, а станок сам “говорит”...
Н. А.: Нет. Он говорит название файла. Т.е. название файла – это такой-то шифр. Его можно перевести в английскую транскрипцию и понимать. Допустим для стойки FANUC такой нет возможности. У них всегда название программы только в виде числа. Но мы на название не обращаем внимания, мы ориентируемся на то, что забито в корень программы.
В. Б.: Плюс мы сейчас еще развиваем мониторинг в таком направлении – разрабатываем свою "коробочку", которую можно будет подключить к любым датчикам: вибродатчики, датчики GPS. Эта тема сейчас в разработке, но это то направление, где бы мы хотели развиваться. По части MES, дополняя сказанное Никитой, у нас есть фишки, которых нет в Диспетчере и HYDRA. Например, это модуль учета режущего инструмента, он у нас тоже в MES, и далеко не все этим занимаются (управлением заявками на выдачу и на сдачу инструмента). На режущий инструмент концерн "Калашников" тратит значительные средства и это весомая статья бюджета.
Важное отличие нашего MES от других аналогичных систем — это интеграционные шины и адаптеры со всеми ERP-системами, мы интегрируемся практически с любой системой. Система выполнения заявок у нас на базе Jira. C Jira мы тоже интегрируемся, там можем управлять проектами. И интерфейс у нас изначально делался под сенсорные экраны, у нас всё можно сделать кликами пальцем.
Информационные киоски для фирменной MES системы концерна "Калашников”
ПО в информационном киоске изначально создавалось для управления пальцами
Ваш коллега (на стенде) продемонстрировал мне MES-систему и рассказал, что у вас есть интересное решение по пересчёту производственных заданий.
В. Б.: Да, это очень сильная тема. Она сейчас, как говорится, "на хайпе". Это уже претензии в сторону Индустрии 4.0, искусственного интеллекта и т. д. Мы написали свой алгоритм – это полностью наша интеллектуальная собственность. В качестве исходных данных у него выступают технологическая база данных, второй справочник – это справочник оборудования, третий – трудовых ресурсов, физически присутствующих на смене, и четвертый – набор ручных директив, когда мастер вручную указывает время смен, время перерывов для конкретного участка, для конкретного производства. Ну и нулевой приоритет – это перечень ПП-заказов из ERP-системы. Зная набор этих вещей, набор эти баз, справочников, система строит производственное расписание, раскидывает задания в виде операций на конкретный станок. В этом режиме на каждом станке висит планшет, который по Wi-Fi общается с системой. Наш основной и пока единственный критерий оптимизации – это минимизация времени выполнения всего пакета заказов.
Соединение происходит только по Wi-Fi? Или по проводной сети тоже можно?
В. Б.: Как угодно. Мы решили попробовать по Wi-Fi. Для нас непринципиально. Мы пробуем и так и так, но большинство планшетов у нас на Wi-Fi.
Если вы всё-таки собираетесь делать коммерческий продукт, то есть ли у вас коммерческий отдел? Может быть, уже есть люди, которые думают, как продавать и строить бизнес?
В. Б.: Мы, собственно, поэтому здесь и находимся. Это один из маркетинговых ходов. Идея была создать "Сервис 360". Может, звучит наивно, вот приехал "Калашников" и что-то такое глобальное предлагает. Но мы компетентны во многих направлениях, начиная от литья, штамповки, проектирования, заканчивая софтовыми решениями, которые работают. Поэтому готовы этим делиться.
То есть будут сервис-инженеры, которые будут этим заниматься? Будет полноценная команда?
В. Б.: Конечно. Команда-то уже есть, просто структурно мы пока одни в "Калашникове", другие в дочерних компаниях, но это неважно. Мы позиционируемся как одна компания – "Калашников Инжиниринг".
Н. А.: Стоит еще сказать, что мы в свою систему собираемся включать все инженерные системы предприятия: освещение, тепловые комплексы.
Калашников Инжиниринг – бренд концерна «Калашников», объединяющий услуги и продукты гражданского назначения
MDC-часть система называется OWL SCADA, а что с названием для MES?
В. Б.: У нас пока нет бренда. Мы позиционируемся, как MES концерна "Калашников". Мы ещё думаем над этим.
А у ваших продуктов есть веб-сайт?
В. Б.: Пока нет. Он появится в ближайшее время и, скорее всего, скоро на сайте "Калашников Инжиниринг" появится больше информации.
Вы будете “биться” с конкурентами?
В. Б.: Обязательно. У нас точно есть преимущество, так как мы в оборонке, а оборонка, как ни крути, это "закрытый клуб". Сейчас тема цифрового производства очень популярна.
Помогает ли вам государство?
В. Б.: На нашем стенде побывал Денис Мантуров (Министр промышленности и торговли РФ), и мы получили приглашение на выставку ИННОПРОМ. Уже с Минпромторгом ведем переговоры о льготных кредитах – есть соответствующая программа "Цифровое производство", то есть эта тема действительно активно поддерживается государством.
Если говорить про развитие в России, то интересно ли вам было найти дилеров или реселлеров?
В. Б.: Пока не знаем. Хотим попробовать продавать сами, а дальше посмотрим, возможно, будем искать партнеров. Некоторые производители станков заинтересованы в системе мониторинга. Тут могут быть какие угодно схемы. MES и SCADA мы позиционируем как тандем. Но очевидно, что небольшому производству с 5-10 станками не нужен MES, им нужен онлайн-мониторинг (SCADA и небольшой кусочек от MES).
Каким вы видите будущее своего продукта?
В. Б.: Светлым и успешным.
Читайте также:
- Техтран – Раскрой листового материала, версия 7
- «САРУС.CAM» – отечественная система для самых амбициозных задач
- ADEM. История достижения цели.
- Санкции, политика импортозамещения и даже кризис помогают развитию станкостроения
- Наше «прощай» заморским вендорам
- Обзор главных российских CAD/CAM-систем в 2023 году: возможности, цены, импортозамещение
- Техтран: оптимизация переустановок листа в листовой штамповке
- ADEM учится симуляции обработки по G-коду
- Параметрическое программирование в САМ-системе ГеММа-3D
- T-FLEX Раскрой 15: новый продукт — большие перспективы
Комментарии (6)
|
Оставьте комментарий
Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.